Главная страница

Наша история

Мы гордимся

Наши программы

Дистанционное обучение

Корпоративное обучение

Библиотека. Это интересно! (Наши научные

исследования)

Наши публикации

Тесты

Отзывы об ММПШ

Правила приема

Контакты

Новости




Государственная лицензия

Адрес: 107076 Москва, Матросская Тишина, 23/7, стр. 4
НАШИ ТЕЛЕФОНЫ:
(499) 268-07-94, (499) 269-06-65, Факс: (499) 269-06-65
E-mail: [email protected]; [email protected].
Адрес в Интернете: misti-moscow.ru

Библиотека переводчика

д.ф.н., профессор

Л.А.Черняховская

?

Как же все-таки выучить английский?

?В наши дни английский нужен всем. Но как же его выучить, когда времени ни на что не хватает? И как разобраться, куда пойти учиться. Сегодня предлагается великое множество разнообразных курсов и разнообразных методик изучения английского языка, имеющих и плюсы, и минусы.

  • Интенсив с «носителями».

Весьма распространенная точка зрения – что учить английский нужно только с носителями языка. Некоторые даже утверждают, что только так и можно, иначе ничего не получится. Например, центр English Profi (сайт http://www.englishprofi.ru/courses/) предлагая интенсив с преподавателями – носителями языка, утверждает, что ускоренные курсы английского и интенсивные курсы английского в их школе – это одно и то же. Общайся с носителем языка, окунись в языковую среду, и - о чудо! Тут же, в кратчайшие сроки, заговоришь не хуже носителя.

Это не только очень распространенное заблуждение, но и вредное. Не могут носители языка учить английскому на начальном этапе, и этому есть целый ряд причин. Главная причина - это явление, именуемое «давлением системы родного языка». Система родного языка усвоена в детстве, интуитивно, на неосознаваемом уровне. Интуитивно усвоить новый язык у взрослого человека уже не получится, вырос, механизм такого усвоения уже выключился. А при попытках освоить новый язык на осознаваемом уровне, система родного языка оказывает весьма сильное воздействие и серьезно мешает усвоению нового языка. В чем состоит это давление, знают специалисты, преподаватели иностранного языка, если и не всегда знают, то чувствуют такие препятствия интуитивно и знают, что предложить, чтобы их преодолеть или обойти. Носители же английского языка, не знающие русского, часто не имеющие лингвистического образования (а иногда и вообще без высшего образования), просто не понимают этой проблемы и потому не могут с этой проблемой справиться, когда берутся обучать английскому «с нуля». А так бывает сплошь и рядом. Почему-то многие считают, раз иностранец – значит, беседуя с ним, чему-то да научишься. ?Вот и приглашают преподавать на языковых курсах случайных людей. Поэтому результаты такого обучения бывают вовсе не так радужны, как об этом заявляется. А вот общаться с носителем языка на продвинутом этапе его изучения – другое дело. ?Когда освоены азы, заложена грамматическая база, заниматься с носителями английского очень полезно. Помогает преодолеть языковой барьер и «развязать язык». Но завораживающие модные слова «интенсив», «погружение», «языковая среда» очень многих вводят в заблуждение и впоследствии заставляют сожалеть о впустую потраченном времени и денежных средствах. Особенно если вы клюнули на заманчивые обещания «освоить иностранный язык в рекордно короткие сроки с высокой надежностью запоминания» или пошли по самому дорогому пути индивидуальных занятий с репетитором, (8 часов в день, 11 дней подряд без выходных, без домашних заданий, со стоимостью 900 рублей в час),? как, например, предлагает? учебно-развивающий центр Интеллект (http://www.intellektcentr.ru/main_english.html).

  • Нетрадиционные методики.

Помимо традиционного способа изучать язык в аудитории, с преподавателем, изучая по обычным учебникам лексику и грамматику, в качестве домашних заданий выполняя уйму упражнений (таких курсов очень много, и они, кстати, дают неплохие результаты, если заниматься последовательно и целеустремленно), есть нетрадиционные, очень интересные и оригинальные авторские методики изучения английского языка. Одна из них заявлена на сайте как «метод нейро-лингвистического программирования» Инны Максименко, см. Курсы английского языка Инны Максименко (http://www.englishmax.ru/info), на которых обещается «Снятие языкового барьера с помощью современных методик, упражнений и эффективные приемы и стратегии, которые помогают продвинуться в освоении английского (иностранного) языка».

В принципе нейролингвистическое программирование (HЛП), которое называют "психотерапией новой волны", изучает структуру того, как люди думают и воспринимают мир. НЛП изучает паттерны (модели поведения), используемые выдающимися личностями, которые достигли выдающихся результатов в самых различных областях деятельности, в том числе и в образовании. Результаты наблюдений применяют для разработки специальных техник, позволяющих быстро и эффективно изменять мысли, поведение и убеждения людей. Техникой в НЛП называют особым обpазом оpганизованную последовательность действий, которые следyют «шаг-за-шагом», так что yпpажнение может быть освоено и воспpоизведено каждым. Как правило, каждая техника HЛП пpедназначается для pешения какой-либо конкретной задачи. Как именно техники НЛП работают при обучении английскому языку, со стороны судить трудно, необходим личный опыт. Но одно можно сказать: НЛП в принципе сродни гипнозу и в значительной степени - скорее искусство, чем наука, оно в значительной степени зависит от личного мастерства преподавателей. Именно поэтому эффективность таких курсов лично у меня вызывает серьезные сомнения. Насколько занятия на этих курсах действительно эффективны – нужно поинтересоваться у тех, кто их закончил.

Еще одна оригинальная и очень интересная методика разработана и вот уже лет пятнадцать используется образовательной компанией Runov School (http://www.runovschool.ru). Она базируется на так называемом когнитивно-мотивационном подходе, цель которого сделать обучение эффективным, быстрым и комфортным. Подход базируется на идее, что любая область знания, включая иностранный язык, является компактной логической программой, которая используется мозгом человека для решения определенных задач. Суть этой методики в том, чтобы выявить эту программу и представить слушателю в виде эффективной, легкой для усвоения системы; в особых технологиях запоминания и поддержки памяти; в интересных диалоговых формах занятий, которые помогают быстро освоиться в иностранном языке, понять его структуру. Программа пользуется заслуженным успехом, сводя обучение в классе к нескольким месяцам вместо нескольких лет.

Недостаток этой программы, кажется, единственный – нужно уйму времени проводить в классе, в общении с преподавателем. Не у всех есть на это время, и сегодня, в век компьютерных технологий, хочется верить, что есть и другие возможности обучения, позволяющие сократить присутствие в классе для чрезвычайно занятых людей.

?? Самоучители английского языка.

Самым первым самоучителем был «экспресс-метод Илоны Давыдовой», потрясший воображение многих тем, что он был адресован людям, которым некогда сидеть в классах, корпеть над учебниками, и рекламировался как единственный систематизированный метод обучения, целиком построенный на знаниях закономерностей человеческой памяти и психологии. О нем сообщалось, что в нем использованы звуковые сигналы, способствующие лучшему усвоению изучаемого материала, неразличимые на слух, но воспринимаемые подсознанием, что. он прошел экспериментально-психологическую экспертизу и апробацию в Институте Психологии Российской Академии Наук, что это – панацея, и теперь желающим выучить английский стоит только слушать магнитофонные записи, и – дело в шляпе!

Только не упоминалось, что специальные звуковые сигналы разными людьми воспринимаются по-разному, что такие программы нужно делать строго индивидуально, только тогда будет успех и не будет осложнений типа головной боли, тошноты и других симптомов, иногда сопровождающих прослушивание этих записей. К тому же, подсознанию не все равно, чем его загружают. Длинные списки слов, снабженные переводом, даже если их запомнить, сознательно или нет, не научат человека ГОВОРИТЬ на английском языке. Словарный запас – это ведь далеко не сам язык.

Поэтому и эффект от использования этого метода был не очень небольшой, и постепенно шум вокруг него утих.

  • Электронные самоучители.

Еще одну шумиху устроили совсем недавно вокруг другой попытки обучить языку через подсознание. Речь идет об электронном самоучителе английского языка, основанном на принципе 25 кадра. Его в том или ином виде предлагают компания Intellect, адрес сайта http://www.25kadr.com/), компания «АнглоКурс», с адресом http://www.anglokurs.ru/, и бесплатная онлайн-программа для изучения английского языка http://www.studynow.ru/-.

На первых двух сайтах предлагаются разные варианты ускоренного мультимедийного курса английского языка для самостоятельного его изучения в домашних условиях. Английский без зубрежки за 60 часов!? За месяц! Для детей! Для взрослых! Хит продаж 2009 года!.

Третий сайт поскромнее. Обещает только, что с помощью 25 кадра вы выучите столько слов, сколько необходимо «для уверенного владения языком», но самого уверенного владения, правда, не обещает.

Предлагая методику воздействия на подсознание, ее адепты уверяют, что «эта методика не оказывает негативного влияния на нервно-психическое состояние практически здоровых в нервно-психическом отношении обучающихся».? При этом ссылаются на серьезное медицинское заключение, но забывают упомянуть, что в том же заключении есть предостережение об опасности перегрузки мозга, особенно для людей среднего возраста.

К числу достоинств курсов относят все, даже тот факт, что «они изготавливаются на дорогостоящем профессиональном оборудовании». И что в качестве дикторов «применяются исключительно иностранные преподаватели с идеальным произношением» Бедные преподаватели, которые «применяются» подобным образом!

Реклама, как известно,? – двигатель торговли, и курс 25-й кадр становится хитом продаж. Но никто из покупающих этот курс не задумывается о том, что по сути ничего «мультимедийного» в этом курсе нет, кроме того, что словарь, грамматика и примитивные тесты, требующие ответа «да» или «нет», предлагаются вашему вниманию не на бумажном носителе, а на компьютерном диске. При этом английские слова снабжены только самым примитивным, часто неточным переводом и представлены в виде мелькающего (25 кадр) на экране набора слов, который вам якобы удастся запомнить. А как насчет того, чтобы, используя их, заговорить?? Гипноз «модернового»? термина «мультимидийный», да еще в сочетании с не менее завораживающим словом «самоучитель», подспудно обещающим, что все «само выучится», воистину неотразим!

  • Мультимедийные методики и программы.

К тому, что сегодня называют мультимедийными методиками, по большей части относятся такие аудио- и видеокурсы, в которых материалы обучения английскому языку фактически просто переносятся с бумажных носителей на компьютерные диски. Так, компьютерная программа дистанционного обучения «Английский с нуля» (http://5english.com.ua/pr/english_l2.htm) предлагает набор аудиокниг на английском языке и свои рекомендации, самая выдающаяся из которых – совет читать и переводить эти книги на русский язык (обязательно, как элемент обучения!). Забывают при этом, что, для того, чтобы переводить книги, профессиональному переводчику сначала приходится пять лет изучать иностранный язык, доводя его знание до совершенства, а потом еще пару-тройку лет (как минимум) овладевать мастерством перевода. А тут рекомендуется перевод в качестве методики овладения английским «с нуля»! ?Замечательные профессионалы писали эти рекомендации!

Однако есть и серьезные мультимедийные методические разработки. Самая интересная, на мой взгляд, - дистанционный курс И. Полонейчика (http://www.kocby.ru/polo/). Собственно говоря, это даже не курс английского, а видеокурс по методике овладения английским в кратчайшие сроки, мобилизуя свою память и другие личные ресурсы. В этой методике утверждается, что для овладения языком практически не нужны учебники, зубрежка и другие атрибуты обычных способов изучения. Просто нужно применять другие подходы и методы обучения иностранному языку. Забудьте о зубрежке. Подключите свои пальцы. Запоминать вам поможет слепой набор текстов на клавиатуре. К этому добавить скоростное чтение (без словаря, опираясь на общее понимании е абзацев) и параллельное чтение – соответствие написанного и звучащего. По отдельности эти приемы хорошо известны и применяются довольно широко, но соединив их вместе, автор обещает почти моментальное постижение любого иностранного языка, а если изучать два или три языка параллельно, то обещает еще более впечатляющие результаты.

Это, по всей видимости, замечательная методика. Правда, применять ее самостоятельно может далеко не каждый, потому что далеко не у всех, кто хочет выучить, например, английский, есть время и охота к самоанализу и самодисциплине. Большинству людей нужно, чтобы им все преподнесли на блюдечке и как можно быстрее, с минимумом усилий.

Одна из интересных мультимедийных программ, которая пытается преподнести английский «на блюдечке» - это Слова бегом» (http://www.slovabegom.ru/). В ней сочетаются современные технологии интенсивного обучения и проверенные опытом традиционные методики. Есть тренажер произношения (можно слушать, записать себя, себя прослушать, сравнить с образцом произношения). Есть также тренажер правописания, - компьютер исправит сделанные вами ошибки. Функция «обратный контроль», правда, вызывает сомнения, потому что заставляет вас переводить, а вы еще и языком-то как следует не овладели. Серьезный недостаток: утверждается, что прослушивание дикторов поможет преодолеть языковой барьер, но при отсутствии общения этот барьер не преодолеть. Нужны диалоги.

?? Языковые курсы он-лайн.

Для тех, кто изучает иностранные языки, компьютерные технологии открыли новую эру. в которой технические возможности обучения с помощью этих технологий безграничны. Но, как известно, «компьютер в руках дикаря – кусок железа». Научившись переносить информацию с бумажных носителей на компьютерные диски, смотреть через компьютер видеофильмы и общаться по Скайпу, многие вообразили, что именно это и есть новые компьютерные технологии обучения. Помимо «электронного самоучителя», обещающего чудо овладения английским за собственным компьютером, появилось множество языковых курсов, рекламирующих новый и эффективный способ обучения «он-лайн».

Надо сказать, что в такого рода курсах гораздо больше здравого смысла, чем в «псевдосамоучителях». Организаторы таких курсов прекрасно понимают, что по - настоящему эффективные интернет курсы английского все - таки должны проходить с участием специалиста, что самостоятельный курс обучения английскому языку не имеет плюсов полноценного общения с преподавателем. Другой вопрос, как организуется на подобных курсах общение с преподавателем.

Так, известные британские курсы Home English ( http://www.homeenglish.ru/), Компания InСomStar (http://www.englishfromuk.ru/) и некоторые другие предлагают учить английский, не выходя из дома, путем общения с репетитором через Скайп или в виде видеоконференций («вебинаров»). Но если человек не может преодолеть языковой барьер, общаясь с преподавателем в классе, неужели дело пойдет быстрее, если он этого преподавателя будет видеть не воочию, а на экране?? При этом вам обещают, что обучение правильному и грамотному построению предложений, употреблению слов и оборотов речи будет происходить естественным путём, как в детстве при освоении родного языка. А ведь у взрослых механизм такого осваивания давно утрачен, их мозг работает совершенно иначе, чем у детей, поэтому такое «детское» усвоение невозможно. Не верите?? Это подтверждают известные случаи с так называемыми «детьми-Маугли». Если ребенок вырос среди животных и не научился говорить, будучи лишен человеческого общества, и оказался среди людей во взрослом состоянии, он может вообще не заговорить. Механизм освоения языка утрачен!? И западные методики обучения иностранному языку, которые еще 10-15 лет назад активно пропагандировали принцип «делай как я», просто окуная учащихся в языковую среду и не объясняя, как устроен язык, сегодня постепенно от этого принципа отказываются.

А наши отечественные курсы наоборот, подхватывают эти идеи, сочетая традиционные методы обучения с обучением по Скайпу (например, интенсивные курсы английского в Москве, http://www.center-rfv.ru/) и искренне, по-видимому, считая, что «Изучение английского языка с использованием нашего метода опирается исключительно на естественные природные свойства мозга человека и комплексный подход к задаче улучшения памяти».

Память, конечно, улучшать можно и нужно, но загружая ее большим количеством заученных слов и грамматических правил, на иностранном языке все равно не заговоришь. Нужно живое общение. Поэтому многие курсы сочетают дистанционное обучение языку с обучением в аудитории (напр. «Экспериментальный инновационный центр», http://www.eic-english.ru/fastenglish.html), The institute of Informational and Management aTechnologies (http://5english.com.ua/pr/english_l4.htm)? интуитивные курсы английского языка «Шестое чувство» (http://www.sixthsense.ru/). В последнем особое внимание уделяется заданиям коммуникативного характера (общению на языке). Здесь сочетают занятия, построенные в интересной игровой форме, с использованием видеофильмов, караоке, многочисленных мультимедиа-материалов и ролевых игр. В дистанционном обучении используются такие популярные компьютерные технологии как использование видеофильмов, аудиозаписей, примитивных компьютерных тестов. Практические занятия проходят в Центре, домашние задания выполняются в Интернете. ?(Правда, за он-лайновую поддержку преподавателей (переписка с ними) нужно платить дополнительно 500 руб. в час, но это уже детали!)

Так что же делать?

Итак, что же делать, когда вы ограничены во времени, а английский позарез нужен?

Некоторые рекомендуют просто учить английский самостоятельно, однако это чревато заучиванием ошибок, ведь вас некому будет поправить.

Самостоятельный курс обучения английскому языку не имеет плюсов полноценного общения с преподавателем. Именно поэтому программы дистанционного обучения сочетают использование мультимедийных средств с общением, в аудитории или через Скайп. Но это как раз и есть второй недостаток интернет-курсов английского языка - они проводятся в режиме реального времени. А ведь цель программ дистанционного обучения – именно сократить время обучения, которого всегда не хватает.

Оказывается, решение проблемы уже есть!

Новая компьютерная технология IntroTrans, которая совсем недавно появилась на рынке компьютерных технологий, позволяет конструировать (именно конструировать!) обучающие электронные комплексы, которые содержат по-настоящему интерактивные упражнения. Выполняя их на экране компьютера, вы начинаете активно общаться со своим компьютером. Компьютер подсказывает, какого рода ошибки были допущены, в какой раздел электронного комплекса обратиться за консультацией или освежить знания, если их не хватает на выполнение того или иного задания. Такое взаимодействие с компьютером позволяет вам видеть и понимать свои ошибки, а затем исправлять их. Если исправление неверно, программа сама, без преподавателя, подскажет, в чем суть ошибки, в каком направлении следует двигаться, чтобы эту ошибку исправить. Это стало возможным благодаря особым компьютерным программам, сделанным по технологии Introtrans. Она позволила создать такие обучающие программы, которые стали полноценным срединным звеном между самостоятельным изучением предмета и занятиями с преподавателем. Программы, сделанные по этой технологии, действительно помогают учиться самостоятельно, потому что в них заложены знания преподавателя, автора электронного комплекса,? и именно эти знания специалиста вступают через компьютер в активное взаимодействие с обучаемым.

Вам больше не нужен режим «он-лайн». Личность преподавателя уже заложена в программу и через компьютер активно участвует в процессе общения и обучения

Ну, а если все-таки понадобится – к вашим услугам форум. На него можно записаться по курсу, который использует именно этот учебник. И такие курсы уже есть!? (обращаться либо на нашу кнопку "Дистанционное обучение", либо по адресу www.IntroTrans.ru)

Там вы сможете общаться на английском языке и с преподавателем, если нужен совет, и с другими учащимися, которые записались на форум по этому курсу. И опять-таки, в свободном временном режиме, выбрав удобное для себя время.

Первые электронные комплексы с использованием технологии IntroTrans уже есть, а скоро их будет больше. Над их созданием работают опытнейшие преподаватели МГИМО, Академии Внешней торговли, МГУ, Московской международной школы переводчиков. Некоторые из них уже можно купить. Эти электронные комплексы? – в прямом смысле настоящие самоучители, поскольку общение с компьютером в них – это фактически общение с преподавателем, создавшим данный электронный комплекс. Приобретая такой электронный учебник, вы действительно сможете заниматься самостоятельно. А можете и сочетать самостоятельные занятия с дистанционными, общаясь с преподавателем на форуме.

Успехов!

?

Л.О. Гуревич, президент Союза переводчиков России. «Что такое профессия переводчика». (Статья написана специально для сайта ММПШ)

Мария Вербицкая, Ирина Муратова (МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва) Критерии оценки профессионального уровня переводчика. (Журнал СПР «Мир перевода») (№ 2/16, стр 26-29)

Не стреляйте в переводчика (Журнал СПР «Мир перевода») (№ 1/17, стр 60)


Мир перевода «Кошки заговорили на человеческом языке» (Журнал СПР «Мир перевода»)( № 2/18, стр 60,61)


Иностранные языки и знаки зодиака (Журнал СПР «Мир перевода») (№ 1/19 , стр 40)


Л.А. Черняховская «Преподаватели перевода — есть такая профессия, нет такой специальности!» (Журнал СПР «Мир перевода») (№ 1/19, стр 45)